Официальный сайт Администрации
В нашем городе проживает один из участников этой битвы - майор в отставке Андрей Трофимович ВЕТРЯК. Несмотря на преклонный возраст, Андрей Трофимович до мельчайших подробностей помнит события, в которых ему довелось участвовать.
Когда началась Великая Отечественная война, Андрею Ветряку было 20 лет. Он уже 8 месяцев служил на российско-польской границе у города Злочив Львовской области в 19-ом танковом полку 15-го механизированного корпуса 10-й механизированной дивизии. Рядом дислоцировался и 20-й танковый полк.
— 22 июня в 4 часа утра нас начали бомбить фашистские самолеты, — вспоминает Андрей Трофимович. — Мы завели танки, спрятались в лесу и стали встречать немцев. В каждом нашем полку было по 153 танка. Всего — более 300. Немцы шли на нас колоннами, пели, плясали... Выйдя из леса, мы начали громить эти колонны. А разгромив, прошли вперед километров около пяти. Все вокруг нас дымилось и горело. Но вдруг по танковому переговорному устройству прозвучала команда: «Отступить!».
Наша дивизия уже участвовала в войне с финнами. Все ребята, кроме меня, были опытные, уже обстрелянные. Конечно, мы потеряли там пять или шесть танков. Но команда «отступить» очень удивила и озадачила. Отступали мы так: отойдем километров пять, замаскируемся по лощинам. Как немцы подойдут, начинаем обстрел и опять отступаем. Ни подвоза боеприпасов нам, ни горючего. То, что было в танках изначально (по 65 снарядов и горючего 900 литров), с тем и отступали. Связи с дивизией не было.
Наш танк БТ-7 добрался до станции Козятин. Мы погрузили его на платформу. Другие танки было приказано выводить из строя, чтобы не достались врагу. У коменданта города мы узнали, где находится наша часть. Оказалось, что она расположилась в лесу под городом Пирятин Полтавской области. Забрав пулеметы с дисками, мы вместе с пехотой двинулись в Пирятин. 14 июля мы нашли свою дивизию и там, первый раз с начала войны, нормально пообедали.
В Пирятине, попав под обстрел немецкого десанта, Андрей Трофимович был впервые ранен. Отправили его в Краснодонский госпиталь. Через три месяца выздоровел, его направили в Харьков, на танкостроительный завод.
В сентябре немцы уже были в 65 километрах от Харькова. Город бомбили непрерывно. В Харькове формировали батальон и переучивали ребят на танки Т-34. Андрей Трофимович был башенным стрелком. Через десять дней, ночью, Харьковский танковый завод эвакуировали в Нижний Тагил. С заводом отправили и танкистов.
Ехали мы целый месяц, - вспоминает Андрей Трофимович, — на заводе в Нижнем Тагиле вместе с мастерами собирали танки.
Была уже поздняя осень 1941 года. В это время под Москвой обстановка осложнилась. И. В. Сталин обратился к танкостроителям с призывом ускорить сборку танков для обороны столицы.
За 15 дней танкисты собрали боевые машины и отправились под Москву. И сразу - в бой. В самый разгар наступления под Москвой Андрей находился на Западном фронте, в 61-й армии генерала Белова. Эта армия отбросила немцев от Москвы на 200 километров в сторону Тулы, на центральном фронте - на 150 километров, на северном — на 250. На этих позициях закрепились. И с тех пор, сколько немцы ни пытались прорваться к Москве, ничего у них не выходило. Там А. Т. Ветряк находился до летнего наступления в июле 1943 года.
Немцы прекратили попытки пробиться к Москве, а начали наступление на юге, на Сталинградском направлении. Под Москвой советские войска, чтобы отвлечь силы немцев от Сталинграда, несколько раз переходили в контрнаступление, а 5 июля 1943 года перешли в наступление по всему фронту и двинулись на запад.
17 октября 1943 года А. Т. Ветряк был тяжело ранен на польской границе. Пролежал шесть месяцев в госпитале в Казани. Когда подлечился, старшего сержанта Ветряка направили в Казанское Краснознаменное танковое училище. Целый год проходила учеба. В мае 1945 года отправили документы в Москву на утверждение офицерских званий. Начальник училища отпустил курсантов в отпуск на три дня. А через три дня бывших курсантов посадили на теплоход и по Волге отправили в г. Горький, поступила команда обучать этот состав уже не на командиров, а на техников. На теплоходе они узнали, что закончилась война. Некоторые стали протестовать:
Не хотим быть техниками, отпускайте нас домой.
Но вердикт был таков:
Вас страна обучала целый год, стране нужны техники.
Еще через год Андрей Ветряк в звании лейтенанта был направлен на службу заместителем командира роты по технической части в г. Баку. Здесь Андрей Трофимович женился, и пошла мирная жизнь. Через некоторое время его направили в кавалерийский полк, который дислоцировался в нашем городе - переквалифицировать кавалеристов в танкисты. Это был 1953 год. Он остался служить в той части, которую сформировали в Каменске из бывших кавалеристов. В звании майора в 1964 году вышел в отставку.
Отдыхать Андрей Трофимович не стал, устроился в «Союзпечать». Работал старшим инструктором, заместителем начальника. С супругой Александрой Васильевной они прожили долгую и счастливую жизнь, вырастили сына и дочь. Сейчас Андрей Трофимович живет с семьей сына, Валерия Андреевича. У него - два женатых внука и правнучка Аринушка. Несмотря на свои 90 лет он ведет активный образ жизни: выступает с лекциями перед студентами, школьниками, осваивает технику акварельной живописи и пишет стихи. А в День Победы надевает парадный костюм с наградами, среди которых - медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени. Сыну и внукам есть кем гордиться.
На один уровень вышеЧтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код, или перейдите по ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/